Важность исповеди

Автор Василий Трубчик

Любая исповедь подразумевает, что человек выносит на свет свои сокровенные дела, слова, мысли или же признается перед всеми или одним человеком в своих тайных, в том числе и непристойных делах. Исходя из этого, можно сказать, что понятие «тайна исповеди» по своей сути противоречит самому понятию исповеди. Тем не менее давайте проследим на основании Священного Писания, как и перед кем человек должен исповедоваться, что может открывать другому, и как не попасть в неприятность, исповедуясь.

Что такое ИСПОВЕДЬ?

Прямой перевод c греческого языка слова «исповедь» (exomologesis) значит «покаяние» или же «признание». Известная электронная энциклопедия Википедия трактует это слово следующим образом: «Исповедь – в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) один из обрядов (в православии и католичестве – таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершенном грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить».
Толковый словарь Ожегова говорит: «Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах».

Греческое слово «исповедовать» (ομολογώμέν корневая форма ομολογώμέω)в Новом Завете употребляется в следующем смысле:
1. соглашаться, признавать;
2. исповедывать, открыто признавать;
3. обещать;
4. прославлять, воздавать хвалу.
В этой статье мы будем говорить о двух значениях исповедания: исповедание грехов и исповедание своей веры в Иисуса Христа.

Защита исповедующего и исповедника

Цель исповеди – облегчение души, освобождение от грехов, примирение с Богом и другими людьми. Однако часто исповедь приводит человека еще к худшему состоянию, потому что его грех через недобросовестных священнослужителей становится достоянием других людей.
Особую опасность для человека представляет исповедь, когда им совершено преступление против государственных законов. В результате человек томится и не знает что делать. Открыть свой грех страшно, потому что есть опасность «загреметь» в тюрьму. Но, с другой стороны, носить грех в душе – очень тяжело.
Видимо поэтому люди и пришли к такому понятию, как тайна исповеди. Священнослужитель на уровне закона страны защищен и не обязан давать показания против того или другого человека на основании его исповеди. Священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Далее, касаясь догмата Православной церкви, согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов (Источник: http://azbyka.ru).
Я ни разу не слышал, чтобы какой-то священник был запрещен в служении за открытие тайны исповедующегося. Но понятно, что священнослужитель поступает вероломно, если начинает разглашать то, что ему доверили наедине. Таким образом, у исповедовавшегося теряется доверие к церкви и к Божьим служителям. Пасторам надо научиться выслушивать исповедь, дать необходимые советы исповедующемуся и хоронить грехи людей.
С другой стороны, исповедующийся не всегда прав, когда обижается на священнослужителя. Не всегда виноват священнослужитель. И не всегда грех можно скрыть. Возьмите, к примеру, Давида, который согрешил с Вирсавией. Думаю, что об этом стало известно многим, прежде чем пророк Нафан обличил его в этом. Подумайте о тех людях, которые узнавали по повелению Давида, кто эта женщина. Потом слуги должны были ее привести к Давиду и обратно отвести. Затем она послала кого-то известить о том, что она беременна. Так что разговоры вокруг Давида и Вирсавии шли… Не исключено, что и Урия, муж Вирсавии, не захотел идти ночевать к своей жене из-за этих разговоров.
Но никто не мог сказать прямо в глаза Давиду, что он тяжко согрешил. И только Нафан повиновался Господу и пошел на риск, чтобы обличить великого царя. Представьте себе, если бы Давид стал потом обвинять Нафана за то, что тот открыл его тайну. Давид сам написал псалом, в котором исповедовался перед Господом и перед людьми.

I. Исповедание грехов

1. Когда и перед кем человек должен исповедоваться?

Часто человек теряется, потому что не знает когда нужно исповедоваться перед людьми, а когда только перед Богом. Необходимо сказать, что будет неправильно, если человек каждую свою плохую мысль станет исповедовать перед священнослужителем. Вспомните Мартина Лютера, когда он был в монастыре: «Но увы! Его душа по-прежнему была полна смятения. До пострижения Лютер был убежден, что в монашеском звании нет искушений, что за стенами монастыря дьявол бессилен. А между тем оказывалось, что искушения осаждают слабого человека и в святой обители, что дьявол и тут ставит человеку ловушки. Эта мысль, что монашество не избавляет человека от греховных вожделений, мучила его невыразимо. Он считал себя погибшим, когда чувствовал в себе плотское желание, гнев, ненависть, зависть. Тогда он прибегал ко всем обычным средствам самоистязания, исповедовался каждый день; но ничто не помогало – плотские вожделения возвращались снова. И он стал отчаиваться в своем спасении» (http://luteranstvo.info/reformation/322——-.html).
Здесь уместно сделать акцент, что не само исповедание или вера спасают нас от грехов, а Иисус Христос, перед Которым мы исповедуемся. И приходящий исповедоваться перед Богом не может рассчитывать на успех, если не верит в Иисуса Христа.
Итак, исповедание грехов необходимо в первую очередь совершать перед Богом, когда ты находишься за закрытой дверью наедине с Ним. Но если ты не можешь справиться с грехом, хотя и исповедуешься перед Богом и веруешь в Иисуса Христа, лучше прийти к священнослужителю и рассказать ему о проблеме. Пресвитер может помочь советом, молитвой, а также может помочь контролировать ситуацию, т.е. он может спрашивать время от времени, как обстоят дела в борьбе с грехом.
Но исповедание грехов необходимо и перед отдельными людьми, если наш грех каким-то образом нанес им духовный или материальный ущерб. К примеру, если вы впали в гнев и дали волю своему языку, которым обидели человека, надо исповедоваться перед ним, т.е. попросить у него прощения за этот поступок. Хорошо будет попросить прощения и у свидетелей, которые все это видели и слышали.
Порой надо исповедоваться перед всей церковью, если грех члена церкви стал общеизвестным. К примеру, христианина поймали в нетрезвом состоянии за рулем и написали об этом в газете. Нужно просить прощения и перед неверующими людьми за недостойный поступок и перед церковью, потому что такой член церкви в некотором смысле опорочил церковь.

2. Исповедание грехов смиряет человека и дает возможность действовать в его жизни благодати Господней

Человек – существо гордое. Оно и понятно, потому что он без Бога живет по воле князя, господствующего в воздухе, т.е. дьявола, а тот, как известно, возомнил себя подобным Всевышнему. За это и был низвергнут с небес (Ис. 14:9-16).
Вот почему любой самый закостенелый грешник становится в позу и представляется кем-то великим, несмотря на то что он в грехах, как свинья в грязи. Ну а сейчас ситуация стала еще хуже, потому что человек легализирует эту свою грязь. Он не может от нее избавиться и начинает утверждать, что это нормально, что так живут все люди, и в этом нет ничего зазорного или непристойного.
Стыдно об этом говорить, но извращенцы в сексуальной сфере проводят даже парады, чтобы утвердить в сознании людей свое нечестие. Ну а развод теперь вообще не считается грехом. Это как бы в порядке вещей. Но на самом деле это большой грех.
И вот когда человек признает, что он сделал грех против Бога и людей, он становится в то положение, где и должен быть. И только тогда благодать Господня может действовать в его жизни и исцелять его, потому что сказано в Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:6-7).
Как видите, между Богом и гордым человеком существует препятствие – гордость. Бог противится такому человеку, не может ему помогать, освящать и защищать его в жизни. Прежде чем сказать об этом, Апостол Иаков обращается к своим читателям: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4). Это очень серьезное обращение и предупреждение. Если мы начинаем вражду или войну против Бога, то заранее понятно, кто проиграет эту войну.
По этой причине Иаков приглашает к покаянию, смирению и покорности Богу. Вот что он говорит далее: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:8-10).
Бог не желает втоптать человека в грязь, наоборот, Он желает его вознести. Но Бог хочет, чтобы человек понял и исповедовал свое истинное положение, в котором находится. Признание своего греха, смирение пред Богом и людьми – это стартовая площадка для того, чтобы Бог вознес человека. Без этого Божья благодать не действует.

3. Через исповедание грехов человек получает прощение и очищение грехов

Если у человека грязное лицо, а он в это не верит и не идет к зеркалу, чтобы обнаружить этот факт, он не пойдет к источнику очищения. Другими словами, прежде всего человек должен осознать свою нужду в очищении, а потом уже может очиститься. За малым ребенком следит мама, и как только он запачкался, она старается его вымыть и вычистить. Но взрослый сам себе хозяин. К сожалению, некоторые люди не соблюдают гигиену собственного тела и не моются месяцами. Они так привыкают к запаху своего тела, что не слышат его. Но в общении с такими людьми неприятно, потому что от них исходит дурной запах. В то же время они думают, что с ними все в порядке, и не понимают, почему от них шарахаются люди.
Точно так происходит и в духовном плане. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:8-9).
Прошу заметить, что не исповедание очищает нас, а Бог. Точно так, как не осознание себя грязным очищает человека, а источник воды, к которому мы обращаемся.
Без исповедания греха невозможны прощение и очищение. Бог видит смиряющегося перед Ним человека, просящего у Него прощения, и тогда начинает производить Свое спасительное действие.
Заметьте, что Иоанн утверждает: «Он, будучи верен и праведен» (!). Мы поем в одном псалме: «Что обещал Бог, то Он исполнит, хотя бы в жизни исчезло все». Если мы исповедуем свои грехи, т.е. если мы исполняем свою часть работы, то за Ним дело не станет. Он обязательно сделает Свое дело прощения и очищения, потому что Он верен и праведен.
Как-то после молитвы покаяния я спросил у одного мужчины, назовем его Анатолием, как он считает, простил ли его Бог. Он подумал и сказал, что чувствует себя уж слишком грешным и так быстро получить прощение – это невероятно. Недалеко стоял его лучший друг. Я спросил Анатолия: «Если бы ты сильно обидел своего друга, а потом пришел и попросил у него прощения, и он сказал бы, что прощает тебя, ты бы ему поверил?» – «Конечно, как не поверить Александру!» – воскликнул Анатолий.
«Так вот, если ты веришь Александру, почему не можешь поверить Богу, Который говорит, что человек, исповедующий свой грех перед Ним, получает прощение и очищение?» На глазах Анатолия появились слезы радости. Он понял, что Господь прощает его.
Исповедание грехов приводит человека к Божественному прощению и очищению, в результате чего плечи его расправляются, глаза начинают сиять небесным светом, потому что он избавляется от тяжкого бремени греха.

4. Исповедание своего греха или проступка перед другим человеком нормализует или исцеляет их отношения друг с другом

«Я виноват, прости меня!» Это короткое предложение так тяжело дается любому человеку. Мы по своей природе имеем тенденцию обвинять всех и вся, но только не себя. Часто бывает так, что супруги нанесут раны друг другу и в дальнейшем видят вину не свою, а только другого. Да и что там, думают они, если бы не он или она это сделала, то я бы не сделал того, что сделал! Таким образом, я не виноват или не виновата.
Без признания своей вины отношения с близкими охлаждаются и пропасть отчуждения растет. Вот почему Апостол Иаков увещевает нас: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).
Эти слова Иаков говорит в контексте молитвы о больных. Но так часто болезни связаны именно с грехами, проступками, с нервными потрясениями, психологическими травмами и расстройствами. Признание своего греха перед теми, с кем повздорил, кому нанес обиду, приносит исцеление, в том числе и физическое.
Хорошо об этом говорит Давид: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:3-5).
Не часто у нас бывает практика молитвы о больных с помазанием елеем, но, как правило, служители перед молитвой обязаны провести беседу с больным. И если Дух Святой напоминает человеку о его согрешениях в это время, надо признаться в этом и просить прощения, в том числе у родных и близких.
Если вы нанесли глубокую рану кому-то и идете к нему с повинной, у вас появляется страх, что пострадавший не простит вас или же, чего хуже, нанесет вам такую же рану. Но в подавляющем большинстве такое опасение приходит не от Бога, а от преисподней. Враг хочет, чтобы люди жили в ссоре и злобе, поэтому ему не выгодно, чтобы вы просили прощения у обиженного вами человека.
В любом случае, нужно отвергнуть страх и всякое беспокойство и ради Христа повиноваться Слову Божьему. Раз уж сказано признаваться в проступках, значит надо признаться, а остальное отдать в руки Божьи. Господь говорит, что через признание своей вины мы получаем исцеление, в том числе и исцеление отношений друг с другом.
Здесь уместно привести слова древнего мудреца, записанные в Библии: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13).
(Окончание следует)

Автор: В. Трубчик

Источник: krinica.org

Материалы по теме:

АТЕИЗМ КАК «ЗНАНИЕ» О НЕСУЩЕСТВОВАНИИ БОГА
Может ли атеизм доказать, что Бог не существует, что Бога нет? Может! Должен!! Доказывает и - доказал!!! Евграф ДулуманВера необходима человечеству, - это несомненно так, но только ведь ...
Депрессия
Кто из нас не испытывал в жизни тяжёлые переживания, когда жить не хотелось, когда весь свет был не мил, когда казалось, что мы самые ...
Сыновья Ноя: Сим, Хам, Иафет. Шестнадцать внуков Ноя
Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя. Светская история предоставляет множество ...
НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ И НЕ СЛУЖИ ИМ
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Десять заповедей и поклонение Богу 2.Языческое поклонение Богу. 3. Виды идолов. 4. Элементы поклонения идолам. 5. Почему Бог запрещает поклонение идолам? 6. Как Библия характеризует поклонение идолам? 7. Почему ...
НЕ СУДИТЕ…
Франклин Дж. Халинг Вопрос «можно ли нам судить?» является головоломкой для многих искренних христиан. Тщательное и с открытым разумом изучение Библии ясно показывает нам, что ...