Духовное воспитание детей

0

Кто-то сказал, что дети подобны мокрому бетону. Они очень впечатлительны, и детские впечатления сопровождают людей всю жизнь. Это очень удачное сравнение, и нас, родителей, оно должно наполнить чувством ответственности. Я хорошо помню, как мы, дети, радовались, когда нам удавалось обнаружить место, где велись строительные работы, на которых использовали бетон. Когда рабочие отвлекались или были заняты чем-то другим, мы умудрялись пробежать по мокрому бетону, чтобы оставить на нем отпечаток своей туфли, руки или же свои инициалы. Иногда случалось, что мы были пойманы на месте преступления, и, сказав нам несколько строгих слов, работники заглаживали еще не успевший застыть бетон. И все было по-прежнему. Но если наши детские выходки не были обнаружены, и бетон подсыхал, то сделанные нами отпечатки оставались и, наверное, до сих пор там.
Почти у каждого человека есть желание оставить за собой след для будущих поколений. Может ли быть лучшая возможность, чем возможность оставить добрые следы в жизни своих детей. И это не только возможность, это наша обязанность. Если мы не сделаем этого, кто-то другой оставит свои следы на мокром бетоне податливых характеров наших детей.
В этой статье мы поговорим о домашней церкви и обратим внимание на то, какие возможности есть у родителей, чтобы пробудить в сердце ребенка сознание о Боге. В Новом Завете нет понятия «ходить в церковь», так как мы, христиане, сами являемся этой церковью. Вся жизнь христианина должна быть богослужением, если он живет по воле Божией, и для того, чтобы церковная жизнь была полноценной, мы, в первую очередь, должны научиться правильно управлять нашими семьями.
Мы обратимся к Ветхому Завету, чтобы рассмотреть поближе древнееврейский религиозный обряд и его значение для сегодняшней семьи. Я читаю из книги Исход о празднике Пасхи: «Пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство…. и увидит кровь… и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы Ваши для поражения.»
Несмотря на то, что почти каждый верующий понимает образное значение этого обряда и видит в нем Иисуса Христа, но, по всей вероятности, не всем понятно, что значение Пасхального Агнца — это избавление не только отдельных личностей, а целых семейств. Подтверждается такой вывод выражением «по агнцу на семейство». И поэтому ясно сказано: «И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?» Скажите: «это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил.»
Из этого библейского отрывка мы ясно видим, что Бог благословляет семью через верующего отца, который мажет кровью Агнца косяки дверей дома, в знак послушания Божьему повелению. Сегодня верующие родители, воистину, могут до некоторой меры позавидовать возможности, которая представлялась родителям-евреям в обеспечении спасения их семей. Но разве в наши дни верующие родители не имеют права с твердой верой, так сказать, поставить своих детей под кровь Агнца? Конечно же, имеют. Иисус Христос является нашим пасхальным Агнцем. Ведь в Новом Завете, заключенном с Богом, кровь Христа по-прежнему имеет силу спасать, и мы все еще можем применять принцип пасхального Агнца в наших семьях. За верующим отцом остается право и обязанность верой присваивать защитное действие крови Агнца своему дому.
В этом великая милость Божия, что будучи отцом, своей верой я могу присвоить очищающую силу крови Спасителя не только себе, но и всему дому. Родителям-евреям приходилось каждый год обновлять помазание кровью. Но кровь Агнца Иисуса была пролита раз и навсегда. И мы, отцы, верой можем каждый день обновлять посвящение своего дома и семьи Господу; Кровь Агнца Божия спасает нас и наших детей. Верой мы можем без сомнений ожидать, что чудное искупительное действие крови произведет свою работу и окажет влияние на все области семейной жизни, чтобы в семье освящены были все виды взаимоотношений, и чтобы каждый ребенок сознательно отдался Господу.
Я слышу возражения: «Но разве моя вера может спасти моих детей? Они ведь должны самостоятельно принять Христа своим личным Спасителем?!» Да, совершенно верно! Поэтому Господь и добавил уже прочитанные нами слова: «И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?» Скажите: «это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил.» Заметьте, что Бог повелел родителям рассказать об этом своим детям и научить их. «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая.» Обучение детей занимает важную роль в их воспитании. Наша вера должна сопровождаться подробными объяснениями и учением.
Итак, мы видим, что родители должны поступать как священники ради присвоения спасения семьям, но они также должны быть учителями и должны учить своих детей значению крови Агнца. Ведь ребенок не сможет принять дар спасения, обеспеченный ему верой родителей, если он о нем не знает. Поэтому мы, родители, давайте будем просить у Бога мудрости, научить наших детей тому, что совершила для них кровь Христова, чтобы они познали и полюбили Бога, который все сделал для их спасения прежде, чем они даже узнали о Нем.
Когда я думаю об обязанностях родителей, и не просто родителей, а родителей-христиан, то у меня возникает множество вопросов о том, каким образом я могу соответствовать всем требованиям, предъявляемым к родителям. Здесь мы хотим подчеркнуть, что воспитание детей, руководство семейной церковью, предпринимаемые нами усилия, чтобы привести своих детей к Господу — все это обязанности, которые нам самим не под силу. Без содействия живущего в нас Духа Святого, мы ничего не можем добиться. И это является первым условием для того, чтобы привести своих детей ко Христу. Только возрожденным родителям-христианам поручает Бог привести ребенка к познанию Бога. Только родители, которые живут верой и поступают по своей вере, смогут послужить примером, способным побудить ребенка к принятию дара спасения.
Какое преимущество, какая честь, что Бог доверил нам, родителям, эту великую ответственность — быть священниками в наших семьях. Сознание, что Бог поручил нам это, побуждает с большим дерзновением и авторитетом беседовать с нашими детьми и с большей верой молиться Богу об их спасении. Враг хочет посеять в наших сердцах смущение и сомнения, что мол дети сами решают, хотят ли они стать христианами или нет. Следует воспитывать их в нейтральном духе! Но в действительности не существует такого нейтрального воспитания. Если мы не оказываем положительного влияния на ребенка, то он попадает под отрицательное влияние. Следующее преимущество родителей — это возможность оказать естественное влияние на своих детей. Родители любят своего ребенка и желают ему всего хорошего. А ребенок, в свою очередь, проявляет полную преданность своим родителям, и, видя пример их веры в Бога, захочет стать чадом Божиим. Некоторые смотрят на это, как на злоупотребление детской привязанностью к родителям и желание настоять на своей родительской воле.
Во свете учения Библии утверждающем, что спасение возможно только по инициативе Духа Святого, мы должны рассматривать родительское влияние как одно из самых эффективных звеньев в цепи методов и средств, используемых Духом Святым для привлечения душ к Богу. Конечно же, случается, что этим влиянием злоупотребляют, но мы надеемся, что это скорее исключение, чем правило. Итак, на этом Ветхозаветном еврейском обряде мы еще раз имеем возможность убедиться, какое большое значение Бог придает семье и, в частности, отцу в роли священника. Это не только преимущество, но и огромная ответственность, чтобы мы серьезно относились к своим семьям, к их познаванию Бога.
По всей вероятности, всем родителям-христианам уже не раз приходилось слышать от своих детей вопросы о Боге, на которые они не в состоянии были дать ответ. Ведь дети настолько любознательны, и часто они могут задать больше вопросов, чем взрослые в состоянии ответить. На протяжении столетий мыслители оспаривали понятие о бесконечном Боге. Как же тогда мы можем ожидать от детей, чтобы они вместили это?
Нам хотелось бы дать несколько советов, как отвечать на вопросы детей о Боге, не только, чтобы удовлетворять их любопытство, но чтобы заложить фундамент, на котором в дальнейшем они смогли бы построить свои христианские убеждения. Следует отметить, что в основном у детей очень ограниченные, в недостаточной степени развитые представления о Боге. И хотя эту неполную информацию о Боге можно постепенно дополнять, крайне важно, чтобы в раннем детстве в детях было заложено здоровое эмоциональное отношение к Богу. Хотя детскому мышлению присущи незрелость и даже противоречия, но чувства ребенка по отношению к Богу очень сильны; например, существует разряд детей, у которых очень рано развивается страх по отношению к Богу.
Они представляют Бога как грозного судью, готового наказать за малейшее прегрешение. У других с Богом связаны наиболее приятные события в жизни, и они считают Бога другом, всегда готовым помочь. Почти все дети относятся к Богу с большим уважением, благоговением и с некоторой неуверенностью. Детское отношение к Богу, главным образом, формируется в общении со взрослыми, особенно с родителями. Например, ребенок, которого постоянно дисциплинируют, прибегая к угрозам, крикам и физическому наказанию, воспринимает Бога как злого и мстительного. Родители, которые часто раздражаются, способствуют тому, что дети представляют Бога раздражительным. Невыполненные обещания, изменчивые требования и лицемерие вызывают у ребенка впечатление о ненадежном Боге.
Выражение любви, уважение к интересам детей, последовательность и равновесие в дисциплинировании и этичное поведение — все это послужит тому, что у ребенка будут здравые представления о Боге. Почти всем детям присуще думать, что Бог имеет человеческий образ. Они осознают, что Бог обладает огромной силой, но, по их мнению, Он существо, подобное людям, со всеми человеческими чертами. Например, когда ребенок слышит о Божьем гневе, он ассоциирует этот гнев со своим поведением, как раздражение и огорчение. И если смотреть с детской точки зрения, это значит, что Бог передумывает и ошибается, как люди, но все равно в ребенке утверждается вера в Божию защиту.
Можно было бы привести длинный перечень примеров, отражающих детские представления о Боге и Его характере, но в общем можно сказать, что у ребенка очень ограниченные представления о Боге, несмотря на то, что он говорит о Боге. Это объясняется неспособностью детей принимать чужую точку зрения. Дети видят все в своей детской перспективе. У них еще не развито абстрактное мышление. Они базируют свои умозаключения на чем-то физическом, непосредственно существующем.
В двух областях родители могут оказать особое влияние на мышление детей и на их отношение к Богу. И как мы уже отметили раньше, отношение детей к Богу намного прочнее детских ограниченных представлений о Боге. Со временем представления детей о Боге будут созревать и развиваться, но эмоциональное отношение глубоко укореняется в сердце ребенка, и, между прочим, оно во многом определяет развитие его интеллекта. Любовь и дисциплинирование — две наиболее важные области, в которых родители могут помочь своим детям развить правильное, здоровое отношение к Богу.
Любовь следует проявлять так, чтобы ребенок понял, что он любим. И что он любим не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения. Ребенок, переживающий, что может потерять любовь и расположение, живет в постоянном напряжении и неуверенности. Большинство родителей утверждают, что любят своих детей. Но этого недостаточно. Чаще всего к самым маленьким любовь выражается физически: их обнимают, ласкают. Физическое проявление любви очень полезно подчеркивать словами и выражением интереса к тому, что непосредственно занимает детей. Дисциплинирование — следующая, очень важная область, играющая большую роль в формировании отношения ребенка к Богу. К сожалению, часто о Боге идет речь, как об угрозе, в связи с дисциплинированием. Это печальная ошибка. Родители, которые прибегают к угрозам, только подчеркивают собственную слабость. Но когда взрослые предлагают логичные, приемлемые указания, ребенок учится принимать мудрые решения. Использовать Бога в качестве пугала не очень разумно, так как у ребенка непременно возникнет отрицательное отношение к Нему.
Еще один важный урок для нас, родителей, — это умение ответить на вопросы детей о Боге. Очень важно дать ответ, соответствующий уровню развития ребенка и характеру родителей.
Любящим и понимающим родителям намного легче передать понятие о любящем Боге, чем холодным и сдержанным родителям. Но самое главное, ответ должен быть понятным. Не ограничивайтесь предположениями того, что вам кажется правильным. Лучше сказать: «не знаю», чем дать вымышленный ответ.
— Как выглядит Бог? Где Бог живет? Где небо? — это вопросы, которые часто задают дети.
— А как Бог заботится обо мне? — это другой вопрос, который является основным среди бесконечного потока вопросов о роде и степени Божьего влияния на жизнь ребенка.
Хорошим ответом может быть: «Бог сотворил мир со всеми растениями и животными, в которых мы нуждаемся. Он сделал все, чтобы у нас была пища, одежда, а также чтобы мы могли построить дома. Желание Бога, чтобы у человека было сильное, здоровое тело, чтобы мы могли пользоваться всем, что Он для нас создал. Бог хочет, чтобы у нас были семьи и друзья, чтобы мы могли помогать друг другу.» Такой ответ, предложенный нами, поможет ребенку понять, что способности, которые он имеет, он получил от Бога и что ему следует быть благодарным Богу за родных, друзей и других людей, с которыми он встречается. Это также помогает ребенку избегать фантастических представлений, что якобы Бог защищает нас посредством какой-то магии, что человек не несет ответственности за свои поступки.
Друзья, сегодня мы убедились, что воспитание детей в христианском духе требует мудрости, большого количества усилий и молитвы. Не будем забывать, что наш любящий Отец всегда готов оказать нам Свою помощь и протянуть руку, если мы терпим неудачи.

Источник

Материалы по теме:

* ПОЗНАНИЕ БОГА ПО КНИГЕ ИСАИИ
Святой Израилев, близкий и доступный (1:1-5:30). Как отмечалось ранее, “высокий и превознесенный” Бог живет не только “на высоте небес и во святилище”, но также ...
* Суть твоей веры
Кого слушать, на что ориентироваться в эти страшные дни? На вопросы читателей газеты «Миссионерские вести» ответил председатель РС ЕХБ Петр Вальтерович Мицкевич. Первый вопрос ...
* Война и мир 2. На беларусском фронте
Происходящие события (вторжение российских войск в Украину и жестокое «принуждение к миру) уже привели к многочисленным жертвам и послужили основанием для взаимных обвинений даже ...
* Война и мир: призыв к состраданию и молитве
В нашей жизни радостные моменты переплетены с вселяющими ужас новостями. 24 февраля началась война: российские войска вторглись в Украину. И в этот день мы ...
* Коран о Библии
Коран, являющийся истиной в последней инстанции в среде мусульман, признает авторитет Библии, соглашаясь с ее подлинностью, по крайней мере, до седьмого-девятого столетий. Прочтите следующие ...