Дерзновение благовестия

0

Человек – существо, обуреваемое множеством страхов. Люди боятся пауков и грабителей, грома и темноты, болезней и смерти. Характерно, что в наше время, когда страх Божий практически исчез из сердец, всяких несуразных фобий стало особенно много. Вот, например, «глобофобия» – боязнь воздушных шариков, или «анатидаефобия» – страх того, что где-то в мире есть следящая за вами утка. Страхов полны не только обычные люди, но и знаменитости. Голливудская актриса Анжелина Джоли боится заболеть раком (при этом никаких признаков заболевания у нее нет), Алла Пугачева боится летать на самолете. Подобные страхи нередко перерастают в неврозы, человек становится раздражительным, нервным и пугливым.
Среди всех многочисленных страхов мира один из самых распространенных – страх осрамиться. Множество разнообразных выражений описывают этот страх, что свидетельствует о том, как он велик. Мы боимся не только осрамиться, но еще опозориться, оконфузиться, опростоволоситься, скомпрометироваться, замараться, оскандалиться, оплошать, подкачать, уронить себя в людских глазах, «ударить лицом в грязь», «сесть в калошу» и «наломать дров». Это как же много люди думают об этом, как страшатся допустить промашку и унизиться, как боятся, чтобы над ними не посмеялись!
Следует сказать, этот страх не безоснователен. Часто случалось, что достойные люди совершали один-единственный промах, и все «шло под откос»: карьера, семья, жизнь. В Библии сказано: «Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью» (Еккл. 10:1).
Однако, при всей полезности этого страха, следует отметить, что он крайне вреден для Христова свидетельства. Если в обществе, люди, боясь опозориться, ведут себя осторожно, стараются соблюдать приличие, то это хорошо. Но когда речь заходит о благовестии, этот страх, несомненно, доставляет много неприятностей и печали. Сколько раз мы слышали, а еще и сами говорили: «У меня ничего не получится», «Я не умею, не смогу, я опозорюсь!»
Почему мы не благовествуем? Разве нам не жалко погибающих? Конечно, жалко. Мы упрямые и своевольные, не хотим повиноваться Богу? Хотим! Мы стыдимся Евангелия? Нет, мы понимаем, что это Слово Жизни, пришедшее от всемогущего Творца. У нас нет времени? На это даже время не нужно, мы и так постоянно сталкиваемся с людьми, ездим с ними в автобусах и поездах, встречаем старых знакомых на улице или на базаре, стоим в очередях. Почему же мы так редко и так робко свидетельствуем? Мы боимся, что ничего не получится. Ведь столько раз было, что мы пробовали говорить о Христе, вкладывали все сердце в свое свидетельство, но, увы, результата не было. Многие молодые верующие, обратившись ко Христу, были полны величайшего энтузиазма. Так хотелось с каждым поделиться своей радостью, позвать с собой. Но многие ли откликнулись? Сколько раз мы слышали в ответ: «Все это хорошо, но не для меня». И это еще в лучшем случае. Наши попытки так часто натыкались на стену равнодушия, мы так часто чувствовали, что потерпели неудачу и посрамились, что постепенно свели свое свидетельство только к праведному образу жизни и оставили даже попытки заговорить о Христе.
Как хочется, чтобы люди принимали! Тогда нашлись бы и время, и силы. Почему есть у некоторых такой дар, а у меня нет? Боже, если Ты хочешь, чтобы все спаслись, то почему не сделал меня успешным евангелистом? Я снова и снова чувствую поражение, у меня опять и опять возникает ощущение, что я потерпел неудачу.
Такое чувство сейчас испытывают многие христиане. Двадцать лет назад мы намного активнее свидетельствовали, потому что имели больше успеха. Тогда было богоискание, духовный интерес, двери для Евангелия были открыты шире. Мы не раз одерживали победы над князем тьмы и мраком неверия, и эти победы вдохновляли нас на новые подвиги. Теперь все сложнее. Условия для благовестия далеко не самые лучшие. И даже если мы осмеливаемся сегодня кому-то свидетельствовать, то настроение у нас при этом обычно не победно-торжествующее, уверенности в успехе немного, и надежда невелика.
А вот у Павла все было наоборот. Он пишет филиппийцам о своей «уверенности и надежде», что он ни в чем не будет посрамлен, но при всяком его дерзновении возвеличится Христос. Апостол был уверен, что не посрамится. Он был убежден, что всякое его дерзновение будет иметь успех. Он знал, что какое бы дело он ни предпринял на ниве благовестия, он не опозорится и не «сядет в лужу».
Слово «уверенность» в греческом тексте необычно. Оно употребляется здесь единственный раз во всем Новом Завете. Есть даже предположение, что Павел сам его придумал. Буквально оно означает «пристальный взгляд вдаль». Так матрос на мачте, зная, что должен показаться берег, смотрит вперед, ища хоть малейший признак суши, чтобы радостно крикнуть: «Земля!». Так и Павел смотрел вперед. Он не просто надеялся на успех, он ждал, будучи уверен, что не будет посрамлен в своем труде.
Почему же он не боялся неудач? Неужели он был настолько великий благовестник, что, всякого, с кем встречался тут же обращал ко Христу? Неужели он не терпел поражений и не знал разочарований? К счастью, нам известно, что это не так. В книге Деяний, а также в некоторых Посланиях видно, что Павел сполна познал горечь разочарований, тоску одиночества и слезы неудач. В Афинах его осмеяли, в Коринфе созданная им церковь отвергла его. Благая весть, которую он нес, была закрыта для многих погибающих, «у которых бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4:4). Павел не был «везунчиком», у которого все всегда клеилось и сходилось. Почему же он был уверен, что не посрамится?
Ответ прост. Нам нужно понять цель, которую преследовал апостол. Она состояла не в том, чтобы в каждом городе создать церковь, и не в том, чтобы всех, кого он встречал, привести к Богу. Цель была – возвеличить Иисуса Христа! К сожалению, в наш прагматичный век мы упускаем это из виду. Благовествуя, мы полны совсем других желаний. Нам хочется, чтобы обратилось как можно больше людей и появилась растущая церковь, чтобы церковные скамьи заполнились кающимися грешниками и вера евангельская распространилась в мире, подобно цепной реакции. Желание, несомненно, хорошее. Однако Бог послал нас в мир не для этого. Это Он прилагает спасаемых к церкви и открывает двери для Благой вести. Порой Он делает это в одном месте, а в другом — нет, употребляет особым образом одного человека, а другого — нет. И нам не нужно мечтать, что именно через нас Он совершит пробуждение и обратит если не тысячи, то хотя бы десятки. Главное – чтобы возвеличился Христос! А для этого должно звучать Его свидетельство!
Апостол Павел должен был возвестить как можно большему числу людей истину о Спасителе, сошедшем с небес, распространить «благоухание познания» о Нем, а уж примут они, или нет – было делом второстепенным. Конечно, Павел радовался, если принимали и обращались к Богу. Но даже если этого и не происходило, задача выполнялась: люди слышали об Иисусе Христе, и апостол «торжествовал» (см. 2 Кор. 2:14).
В одних местах, таких как Ефес, двери для Евангелия были широко отверсты, обращались тысячи, Слово Божье возмогало с великой силой и, благодаря этому, Христос возвеличивался. А в других местах, в частности, в Македонии, благовестие не имело такого успеха. Против апостола воздвигалось гонение. Но он возвещал Слово «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор. 6:8), не сдаваясь и не отчаиваясь. Гордые и заносчивые римляне, дивясь, начинали трепетать перед этим неведомым Богом. И, может быть, потому так и росла ранняя церковь, что прославлялся Спаситель не игрой виртуозных гитаристов под грохот ударных инструментов, усиленных многоваттными колонками, не слаженными действиями профессиональных лидеров, умело организовавших командную работу, а терпением и верой святых, которые не возлюбили души своей даже до смерти. Ведь сказал тогда Тертуллиан, что кровь мучеников – семя церкви.
Только одно могло воспрепятствовать возвеличиванию Божьего Сына – если бы Павел замолчал. Тогда никто не узнал бы о Христе, Его имя и подвиг остались бы неизвестными. И поэтому апостол снова и снова бросался в бой, проповедовал Христа словом и делом и знал, что в любом случае цель будет достигнута. А Бог давал успех, где считал нужным. Он не ждал от Павла результатов и цифр, профессионализма и умения, грамотного подхода и продуманной стратегии. Богу было нужно дерзновение.
Дерзновение – это действие человека, осмелившегося, решившегося. Христос не раз побуждал к этому приходивших к Нему, говоря: «Дерзай!» (Мф. 9:2; Лк. 8:48). Это одно из главных слов Нового Завета, которым описывается служение апостолов: «И исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:31); «И жил Павел целых два года на своем иждивении… проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением» (Деян. 28:31). Или вот два места из Посланий Павла: «[Молитесь] о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф. 6:19); «Пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом» (1 Фес. 2:2). Сам Христос сказал ему: «Дерзай, Павел» (Деян. 23:11).
Дерзновение – действие, на первый взгляд, неблагоразумное. Неразумно было Павлу ходить по городам с проповедью, потому что его часто били и стремились навредить. Но это было дерзновение ради Христа, когда ни о чем другом он думать не мог, как только о возвеличении Его имени. Павел не задавал вопросов о том, будет это благоразумно или неблагоразумно, эффективно или безуспешно. Его волновал только один вопрос: возвеличится ли Христос в этом дерзновении? И если ответ был положительный, он шел вперед, ни на что не взирая и руководствуясь лишь одним стремлением: «Только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24).
Мы боимся благовествовать, потому что считаем себя плохими евангелистами, некомпетентными и неподготовленными. Ведь наше время – век профессионалов. Можно ли браться за такое важное дело без надлежащей квалификации? Будет ли хорошо, если величайшее из поручений станут выполнять любители? Но в том-то и дело, что Бог ожидает от нас не профессионализма, а дерзновения. Хотя среди первых христиан были одаренные евангелисты, церкви росли не благодаря им. «Рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» – вот стратегия раннего христианства (Деян. 8:4). Так появились церкви в Самарии, крупнейшая церковь из язычников в Антиохии, да и почти все другие церкви. Бог доверяет Свое самое важное дело дилетантам. Апостолы сплошь были люди некнижные и простые. А единственный среди них образованный Павел рассудил, благовествуя, быть «не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).
Конечно же, нам нужно учиться. Самое частое название последователей Христа в Новом Завете – «ученики». Мы призваны возрастать в познании Господа, постигать «премудрость Божию, тайную, сокровенную» (1 Кор. 2:7). С годами мы будем накапливать драгоценный опыт, в том числе и в деле благовестия. И тем не менее, свидетельствовать о Христе может каждый: дети из воскресной школы и немощные старушки, новообращенные и доктора богословия. Сила благовестия заключена не в человеке, его передающем, а в возвещаемом Слове и действии Божьего Духа. Каждый человек во Христе – миссионер, каждый человек без Христа – миссионерское поле.
Главная причина нашего страха в том, что мы не верим в силу Благой вести. Мы куда охотнее склонны уповать на способности опытного евангелиста, талант красноречивого проповедника, специализированную программу, подготовительные курсы, брошюру, написанную опытными психологами, наконец, на технические средства, атмосферную музыку и прочее, прочее… Но именно «слово о кресте» является Божьей силой. Вести о распятом Спасителе достаточно, чтобы произвести действие благодати в человеческом сердце.
Что же нужно говорить? Три простых истины. Первая: каждый человек грешен. Он таков по своим делам и по своему состоянию. За эту греховность Бог будет его судить, и единственный возможный приговор – вечная мука. Вторая: Иисус Христос пришел в мир, чтобы взять на Себя нашу вину и понести наказание. На кресте Он умирал за нас! Не за весь мир, не за некое абстрактное человечество, а лично за каждого! Третья истина: чтобы спастись, нужно обратиться ко Христу. Прийти к Нему, принять Его дар спасения и начать новую жизнь с Ним.
Это кажется слишком простым. Во дни Павла такая весть выглядела «юродством», то есть несвязной речью больного человека. Для ее возвещения действительно требовалось дерзновение. Но Бог совершал чудо, и Христос возвеличивался снова и снова. Поэтому апостол был полон уверенности и надежды, с готовностью шел на всякое дерзновение, и во всяком месте одерживал победу, торжествуя во Христе.
Но, если Богу было угодно спасать людей таким простым средством, и Он особым образом благословляет незатейливое свидетельство о Христе, почему тогда оно во многих случаях «не работает»? Почему большинство людей не принимают его? Библия отвечает на этот вопрос следующим образом.
Во-первых, спасающихся действительно мало. Лишь немногие входят в тесные врата и идут узким путем. Званных много, избранных мало. И, кроме того, Писание говорит, что чем больше мир будет приближаться к своему концу, тем больше люди будут ненавидеть истину. Но и в этих условиях христианам нужно будет побеждать врага душ человеческих «словом свидетельства своего» (Откр. 12:11).
Во-вторых, Сам Христос сравнил благовстие с тем, «как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:26-27). Посеянное нами Слово может принести плод через долгое время, так что мы этого и не увидим. Спаситель, напутствуя учеников на труд, сказал: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:38). Возможно, другие пожнут то, что мы сеем. Однако должно ли нас это смущать? Ведь «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (ст. 36).
И пусть наше свидетельство о Христе кажется скромным и незначительным в сравнении с идеями и методами современности. Оно, как горчичное семя, выглядит «меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви» (Мк. 4:31-32). Скромные результаты не должны нас обескураживать. Ведь Сам Бог сказал: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать… так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:10-11).
Решимся же на дерзновение. Не будем бояться, что посрамимся, потому что сказанное Павлом о себе относится и к нам. Я должен одержать победу над страхом и измерять успех не человеческой, а Божьей мерой. Я – тот глиняный сосуд, в который Бог вложил великое сокровище, чтобы прославить Своего Сына. И, возвещая Евангелие в грешном мире, я тоже «ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос».

Автор: Александр Капустин.
Источник

Материалы по теме:

* ПОЗНАНИЕ БОГА ПО КНИГЕ ИСАИИ
Святой Израилев, близкий и доступный (1:1-5:30). Как отмечалось ранее, “высокий и превознесенный” Бог живет не только “на высоте небес и во святилище”, но также ...
* Суть твоей веры
Кого слушать, на что ориентироваться в эти страшные дни? На вопросы читателей газеты «Миссионерские вести» ответил председатель РС ЕХБ Петр Вальтерович Мицкевич. Первый вопрос ...
* Война и мир 2. На беларусском фронте
Происходящие события (вторжение российских войск в Украину и жестокое «принуждение к миру) уже привели к многочисленным жертвам и послужили основанием для взаимных обвинений даже ...
* Война и мир: призыв к состраданию и молитве
В нашей жизни радостные моменты переплетены с вселяющими ужас новостями. 24 февраля началась война: российские войска вторглись в Украину. И в этот день мы ...
* Коран о Библии
Коран, являющийся истиной в последней инстанции в среде мусульман, признает авторитет Библии, соглашаясь с ее подлинностью, по крайней мере, до седьмого-девятого столетий. Прочтите следующие ...