В истории человечества имели место разные судебные процессы, которые захватили внимание миллионов людей.

Например, Нюрнбергский процесс – суд над лидерами нацистской Германии (20 Ноября 1945 — 1 Октября 1946).

Весь мир, затаив дыхание, с нетерпением ожидал решения судей. Во время слушаний пресса буквально сходила с ума. Шли напряженные прения. Плелись интриги. Иногда надежда на справедливость жертв нацизма порой таяла на глазах. Но суд закончился. Обвиненных приговорили, невиновных освободили. Все вздохнули облегченно. Хотя, не все…

В 1998 году почти весь мир наблюдал, как Американский конгресс пытался подвергнуть импичменту действующего президента США Билла Клинтона за аморальное поведение на посту президента. Без преувеличения можно сказать, что все население земли напряженно наблюдало за ходом этих разбирательств. Всем было интересно, какую оценку дадут судьи действующему президенту самой могущественной мировой державы.

В Республике Беларусь 11 Апреля 2011 года в минском метро раздался взрыв. По «горячим следам» были пойманы два молодых человека, которым предъявили обвинения. Началась информационная война. Внимание всех беларусов было приковано к телевидению и газетам. В суде их приговорили к высшей мере наказания. Приговор привели в исполнение. Для многих все закончилось, и многие просто забыли об этом как о страшном сне. У других осталось много не отвеченных вопросов.

Я не стану много и пространно рассуждать, насколько справедливыми были решения судей. Могу сказать только одно – судебные процессы захватывают внимание тысяч и миллионов людей. Люди не умокают даже после того, как спадает напряжение в обществе. По сей день, некоторые люди продолжают анализировать предпосылки трагедий и оценивать вынесенные решения.

Две тысячи лет назад состоялся суд над Иисусом из Галилеи.

«57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. 59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. 62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26:57-68)

В отличие от вышеупомянутых судов, до сих пор этот процесс имеет огромный резонанс. Можно сказать, что круги по воде расходятся до сих пор. Невозможно преувеличить несправедливость этого разбирательства, ведь суд состоялся над Божьим Сыном, который ни в чем, ни разу не согрешил!

Уолтер Чендлер, в прошлом почетный член Нью Йоркской коллегии адвокатов, отмечает в своей книге:

«Все известные судебные процессы в истории не идут ни в какое сравнение с судебным разбирательством над Христом. То были всего лишь земные разбирательства, по земным причинам, перед земными судами. Суд же над Назарянином состоялся перед высшим трибуналом земли и неба — перед великим Синедрионом, судьи которого считались духовными экспертами своей расы, избранной божественным провидением, перед судом Римской империи, который контролировал политические права по всему пространству известного мира».

Ни один евангелист не дает нам всей картины сразу относительно судебного разбирательства. Но я постараюсь собрать эти детали в одну картину.

Иудейский суд

Первые слушания по делу Иисуса прошли у священника Анны. Об этом записано в Ин. 18:24. У читателя могут возникнуть вопросы относительно Анны, потому что евангелист Иоанн называет первосвященником не только Анну, но и еще одно человека – Каиафу.

Причина заключается в том, что Анна являлся, что называется, настоящим Первосвященником. Именно он должен был занимать эту должность пожизненно. Но Римляне сместили его и поставили Каиафу, его зятя. Им он представился более удобным. Таким образом, и тот и другой носили один и тот же титул.

Первые слушания были очень важными, поскольку должны были показать, есть ли состав преступления в деятельности Иисуса. Стоит ли вообще начинать судебный процесс?

Но на первых слушаниях возникли трудности, поскольку Иисус отказывался отвечать на какой-либо вопрос первосвященника. Таким образом, слушания закончились ничем, поэтому Анна отправляет его к Каиафе.

Слушания перед Каиафой представляют особый интерес. Об этом записано в следующих текстах – Мф. 26:57-68; Мр. 14:53-65; Лк. 22:54.

Каиафа выдвигает Иисусу официальное обвинение в богохульстве и тут же приговаривают Его к смертной казни.

Все, что происходит после этого можно назвать формальностью. Поскольку Закон Иудеев запрещал суды под покровом ночи, следовало повторить это разбирательство при свете дня – Мф. 27:1 – после чего, судебное дело Иисуса Назарянина было направлено уже к Пилату.

Римский суд

Затем Иисус предстал перед Пилатом – представителем римского правосудия – Мф. 27:2; Мр. 15:1-5; Лк. 23:1-5 и Ин. 18:28-38.

У религиозных предводителей Иудеи были большие надежды связанные с Пилатом, ведь у них не было права приговаривать виновных к смертной казни. Это право оставил за собой Рим. Однако, вместо ожидаемого сурового приговора, судебное дело и вовсе грозило развалиться. Пилат тут же предложил освободить Иисуса из под стражи прямо в зале суда.

Но, видя негодование по этому поводу иудеев, Пилат тут же сообразил, что Иисус – Галилеянин, и отправил его к Ироду, поскольку Галилея была под его юрисдикцией – Лк. 23:6-12

Но этого Ирода было не так-то просто «обвести вокруг пальца». Слушания у него были короткими. В результате Ирод отправляет Иисуса обратно к Пилату.

Иисус снова стоит перед прокуратором Иудеи, но это разбирательство закачивается для Иисуса «высшей мерой», хотя последний не сделал ничего противозаконного и вполне официально до этого устами самого Пилата был объявлен невиновным.

Евангелист Иоанн говорит нам о том, что Пилат всеми силами и всеми путями пытался помочь Иисусу и три раза объявил Его невиновным – Ин. 18:38; 19:4, 6. Это подтверждается другими Евангелистами – Мф. 27:15-26; Мр. 15:6-15; Лк. 23:13-25; Ин. 18:39-19:16.

По Римским законам эти слова из уст представителя Римского Закона имели юридическую силу, и казнить Иисуса в таком случае было серьезным преступлением. Но даже Пилат ничего не мог поделать, когда процесс был явно «религиозным». Сегодня мы бы сказали, что этот суд был «политическим»

Суд Каиафы

Теперь давайте снова заглянем в зал суда, где процессом руководит Каиафа. Что же там происходит? Суд превратился в настоящий фарс. В процессе этого суда мы можем обнаружить много нарушений.

  • Во-первых, это арест в ночное время.
  • Во-вторых, судебное разбирательство под покровом ночи.
  • В-третьих, использование предателя, чтобы отыскать Иисуса. Эту функцию должны были исполнять очевидцы преступления, не Иуда.
  • В-четвертых, это отсутствие состава преступления. Толком никто не мог доказать, как это явствует из стихов…
  • В-пятых, быстрота принятых решений и приговора.
  • В-шестых, первосвященник не имел права вмешиваться в судебные разбирательства.
  • В-седьмых, полное согласие в приговоре, в то время как состава преступления не было!

Никто не возвысил свой «праведный» голос, чтобы указать на эти нарушения. Даже ищущий Никодим, который пользовался некоторым авторитетом в Синедрионе, и тот молчал.

Но самое вопиющее нарушение – свидетелей против Иисуса ищут прямо во время судебного процесса.

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля»

Свидетель должен был быть в наличии прежде суда. Если таковой найден, его словам должно было найти другим свидетелей и только потом инициировать сам суд. Этого строго требовал справедливость.

Очевидно, Верховный суд Иудеи был абсолютно не готов к разбирательству, тем не менее, он был полон решимости судить Иисуса. Складывается впечатление, что предложение Иуды предать Иисуса застало их «врасплох». У них давно был готов приговор, но не было серьезных фактов.

Другое нарушение, представляющее для нас интерес – искажение слов Иисуса, на которые ссылались лжесвидетели. Большинство показаний, которые были собраны к этому моменту, ничего из себя не представляли. Об этом говорит стих 60

«и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля»

Только эти два свидетели, о которых упоминает Матфей, давали кое-какие «зацепки» для Синедриона, чтобы хоть как-то вывести суд на рельсы хоть какого-то правосудия.

«и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его»

Это очень важное показание, потому что на первый взгляд это кажется правдой. Но в то же самое время, эти показания лживы. Иоанн рассказывает об этом в своем Евангелии. При очищении Храма, Иисус заявил:

«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Ин. 2:19)

Эти слова можно было истолковать как претензию на черную магию или, мягко выражаясь, неуважительное отношение Иисуса к Храму.

На первый взгляд, слова Иисуса можно было истолковать именно так. Однако, фраза «в три дня» не то, чтобы должна была навести на определенные мысли, но и ясно говорить о том, что фарисеи все же истолковали ее правильно – они знали, что вставка свидетелей «в три дня» ясно указывают на воскресение из мертвых, а не на разрушение Храма. Но «самый гуманный в мире суд» решил умолчать о верной трактовке слов самого Иисуса.

Откуда мы знаем, что фарисеи правильно понимали эти слова?

Во-первых, Никодим при встрече с Иисусом выразил не только свое мнение, но и прочих людей из своего окружения, говоря следующие слова:

«Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 4:3)

Во-вторых, немного времени спустя, фарисеи заявляют Пилату следующее!

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». (Мф. 27:62-64)

Как видно, фарисеи хорошо понимали фразу «в три дня».

Чтобы не дать никому опомниться, Каиафа наносит решающий удар, желая, чтобы суд над Иисусом имел хоть какой-то вид правосудия.

Каиафа наносит решающий удар

Следует помнить – то, что делает Каиафа это абсолютно незаконно. Он знал, что не имеет права влиять на судебный процесс, тем более форсировать события, тем не менее, Каиафа подводит Иисуса под самую важную клятву в Израиле.

«И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?»

С точки зрения заранее заготовленного приговора Каиафа делает гениальный ход: с одной стороны, он бросает вызов Иисусу, с другой стороны он напрямую не вмешивается в процесс. То, что он делает можно назвать только так – «загребает жар чужими руками». Каиафа пытается сфабриковать дело руками самого Христа.

В свою клятву он помещает две вещи: Мессия и Божий Сын. Если бы он спросил то же самое, но только без Божьего Сына, то Иисус мог отвечать без риска для «своего здоровья». Это нельзя было бы приравнять к богохульству.

И если бы Каиафа спросил то же самое, но без упоминания о Мессии, то Иисус мог бы ответить, не опасаясь, что Его обвинять в богохульстве, потому что слово «бог» использовалось в книге Псалмов по отношению к людям (Ин. 10:34-36 цитирует Пс. 82:6).

Но поместив в клятву и то и другое, Каиафа устами Иисуса «аккуратно» подводит Его к смертному приговору. Он добивается того, чего так хотели добиться все – ИИСУС ПУБЛИЧНО ПРИЗНАЕТ СЕБЯ КАК МЕССИЕЙ, ТАК И БОГОМ.

Иисус не обязан был давать такие показания против Себя Самого. Но поскольку все находилось в Его власти, мы понимаем, что Иисус ждал именно этой «хитрости», чтобы в нужный момент объявить Себя тем, Кем являлся все время. Наступил Его час и Он сказал…

«ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».

До этого момента Иисус запрещает всем разглашать о чудесах, но вот наступил Его час – и Он открыто говорит о Себе. Иисус не только дает утвердительный ответ на вопрос Каиафы, но дает более чем исчерпывающую информацию – Он описывает детали Своего божественного явления, ссылаясь на известный отрывок из пророка Даниила.

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». (Дан. 7:13-14)

Первосвященники знали это пророчество очень хорошо. Иисуса прекрасно все поняли.

«Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти».

Вопиющее упущение

Исследователь, знакомясь с «материалами дела», поймет – первосвященники очень хотели добиться своего. Фарисейская Фемида «смотрела во все глаза» — и она рассматривала Иисуса как главную угрозу своему благополучию. Их не интересовали требования Закона, который предписывал судить нелицеприятно. Вероятно, они эти требования соблюдали, ведь не зря Иерусалим славился своими судами. Но как часто приходится слышать, «здесь совсем другая ситуация». Этой фразой люди подписывают некую индульгенцию, которая им «развязывает руки».

«И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его». (Втор. 1:16-17)

Игнорируя кое-какие процессуальные мелочи, первосвященники упустили все.

Но давайте на мгновение представим, что они не имели предвзятого отношения к Иисусу. Давайте представим, что они всерьез и со смирением отнеслись к учению Иисуса Христа. Что бы они увидели тогда? Без всякого сомнения, они увидели бы, что Иисус это обещанный Богом Мессия.

  1. Согласно Писаниям, Мессия должен был родиться в Вифлеем Иудейском. Так и было (Мих. 5:2 и Лк. 2:1-7)
  2. Мессия должен был родиться от Девы. Так и было. (Ис. 7:14, Мф. 1:24, Лк. 1:26-30)
  3. Мессия принадлежит династии Давида. Так и было. (2Цар. 7:12, 16; Ис. 11:1-2; Мф. 1:1-16; Лк. 3:23-37)
  4. Мессии должен был предшествовать пророк Илья. Так и было. Иоанн Креститель исполнил это пророчество. (Мал. 3:1; 4:5; Мф. 17:12-13; Ин. 1:19-23)
  5. Мессии должно было творить чудеса и знамения. Так и было. (Ис. 61:1-2; Мф. 11:1-6; Лк. 4:16-21)
  6. Мессии должно въехать в Иерусалим на осленке. Так и было. (Зах. 9:9; Мф. 21:1-11)
  7. Мессии должно быть предану близким другом. Так и было. (Пс. 40:9; Мф. 26:14-15; 27:3-8)
  8. Мессии должно быть отвергнутым Своим народом и предан страданиям (Ис. 53)

Но, к сожалению, этого не произошло… Уж больно хотелось «засудить» Иисуса и избавиться от соперника номер один.

Наш суд

Какова мораль всего этого повествования о Христе в Синедрионе? Имея истину в Синедрионе, никто не хотел ее обрести.

Это страшное состояние. Я хочу, чтобы читатель повторил это про себя «ЭТО СТРАШНОЕ СОСТОЯНИЕ». Ни один человек не стал поперек дороги иудейской Фемиде. Многие молчали – говорили только те, кто хотел избавиться от Иисуса. Знакома ли нам такая ситуация?

Каждый из нас рано или поздно, время от времени, в своем воображении занимает судейское место. Мы восседаем на судилище, когда рассуждаем о людях и событиях. Каждый из нас дает свою оценку происходящему. Очно или заочно. Вслух или про себя. Мы любим это делать.

И проблема не в том, что мы судим. Способность судить есть божественный отпечаток в человеке – Он сделал нас способными судить и рассуждать. Более того, это привилегия и ответственность, которую Бог доверил Своему народу. Послушайте самого Иисуса:

«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин 7:24)

Иисус призывает нас судить, но судить праведно! Например, церковная дисциплина против согрешающего это тот же суд, и он должен быть праведным, то есть соответствовать Божьим требованиям. Какие это требования?

«И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» (Втор. 1:16-17)

Проблема даже не в том, что Иисус предстал перед Синедрионом. Трагедия заключается в том, КАК Синедрион судил Иисуса. Судили поспешно. Судили из зависти. Судили с нарушениями протокола. Судили ложно. Судили без доказательств. Судили по своему усмотрению.

Мы абсолютно так же виновны во всех неправедных и предвзятых суждениях в адрес своих ближних и «дальних». Так часто мы не выслушиваем до конца или не слушаем вообще, но мы уже успели «прилепить» какую-нибудь «лейблу» к человеку. Мы так спешно распространяем не надежную и не проверенную информацию только потому, что человек нам не нравится.

Судебная расправа над Иисусом это памятник человеческому «беспределу», даже если этот «беспредел» облачен в судейскую мантию.

Держитесь Божьих требований, судя или рассуждая. Судите не взирая на лица, вне зависимости, нравится вам лично тот или иной человек, или нет. Построил он лично с вами отношения или нет. Ходит ли он в вашу церковь или в другую. Поет ли он знакомые вам песни или нет. Является ли он вам родственником или нет. Говорит ли он о вас положительно или отрицательно. Это и есть НЕЛИЦЕПРИЯТИЕ.

Это наша ответственность перед Богом, исполняя которую, мы прославим Его – Судью всей Вселенной! Человек являет светлый Божий образ, судя нелицеприятно и справедливо, милостиво и праведно.

Парадокс, покаяние и развязка

Но! Покидая зону человеческой ответственности, мы сталкиваемся с парадоксом! Несмотря на то, что весь судебный процесс по сути являлся фарсом, но именно таков был Божий замысел!!!

«Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26)

Эти слова мы слышим не один раз. Как же это постичь?! Первосвященники, Иуда и Пилат согрешили перед Богом. Но в то же самое время, Иисус шел к этому моменту абсолютно сознательно каждый день своего служения людям. В конце своего земного пути Он отчетливо видел крест и Себя, распятым на нем. Божьи руки управляли обстоятельствами и людьми. Как же понять это? Писание неумолимо…«так надлежало пострадать Христу»

Какова библейская развязка самого несправедливого суда за всю историю человечества? К нашему удивлению развязка наступила в день Пятидесятницы, когда ученики Иисуса Христа впервые во всеуслышание при большом скоплении народа впервые провозгласили Благую Весть. Слова Петра потрясли всех присутствующих евреев.

«Этого (Иисуса), по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2:23-24)

Иудейская Фемида сыграла отведенную ей Богом роль – подвести Иисуса ко Кресту и совершить заветное жертвоприношение во имя спасения избранного народа… во имя спасения мира! Развязка заключена в словах Петра «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти…»

Реакция слушателей не заставила себя долго ждать…

«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2:37-38)

Услышав это, евреи раскаялись! Воистину Павел прав…

«всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11:32-33)

Пока вы восхищаетесь парадоксами Божьих планов, позвольте Святому Духу наполнить ваше сердце решимостью судить справедливо и честно. Судить и рассуждать во славу Божию, являя милость и истину. Судить нелицеприятно. Позвольте Святому Духу обличить нас – как часто мы похожи на первосвященников! Пусть Христова благодать напитает нашу душу настолько, чтобы держаться прямых Божьих путей, как Он и Сам держался…

Если ли же вы стали жертвой несправедливого суда… Попасть в жернова человеческого произвола дело страшное. Мое сочувствие вам вряд ли понадобится. Но для того, чтобы преодолеть это несчастье, в Писании мы имеем платформу, на которую вы можете стать и выстоять. Иисус предсказал апостолам, что они пойдут по Его следам.

«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» (Лк 21:12)

Такова цена верности Благой вести. В словах Иисуса Христа мы можем обрести цель, сталкиваясь с лже-Фемидой. Даже вопиющая несправедливость имеет смысл в рамках Божьего промысла. Распятый Христос на римском кресте – смысл нашего искупления. Приговор лже-Фемиды за имя Христово – смысл наших страданий.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:1-13)

Незадолго до более масштабных гонений на христианскую церковь Павел писал римским верующим:

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28)

Судите верно, судите право. А если вы сами судимы – сносите тихо, без взаимных оскорблений, потому что и это вам во благо!

Источник