Христос — наше освящение

0

Cлово «освящение», наверное, можно услышать в каждом собрании. Но что значит освящение? Как долго оно совершается? И можно ли достичь совершенства на этом пути?
Лучше понять освящение мы можем, сравнив его с оправданием. Оправдание меняет положение человека перед Богом. В процессе освящения меняется характер человека. Оправдание — это то, что Христос сделал для нас; освящение — что Христос делает в нас и с нами. Он не только спасает нас и объявляет праведными. Он хочет, чтобы мы и были праведными, чтобы мы не только назывались святыми, но и вели себя как святые.
В 1 Кор. 1:30 освящение стоит в одном ряду с праведностью (оправданием) и искуплением, потому что эти понятия неотделимы. Бог совершает спасение в полноте. Он пришел не для того, чтобы спасти нас наполовину или на треть. Он не только выкупает нас из рабства греха, но и освящает. И мы уверены, что Начавший в нас «доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6), освятит нас во всей полноте.
Освящение требует и нашего участия. «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:13). «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4:3).
Если мы недостаточно ревностны, Бог стимулирует нас. Например, наказывает (Евр. 12:8), учит через болезни, трудные обстоятельства, потери… И всякое Божье наказание после доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).
Нам надо усерднее трудиться в освящении, надо проявлять усилие, святое усилие. Вовремя прийти в собрание. Помолиться, когда даже устал. Помочь ближнему. Послушаться старших. Засвидетельствовать о Христе, даже когда не хочется этого делать. Противостать всякому греху! Без святого усилия в духовной жизни не обойтись. Поэтому старайтесь! «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Сущность святости

Часто мы понимаем освящение в негативном смысле, как воздержание от греха. Т.е. освящение происходит, когда мы все меньше и меньше грешим. Например, употребляем меньше недобрых слов, меньше раздражаемся, реже кричим на детей, не тратим попусту деньги. Но главное в освящении — не что мы не делаем, а что делаем! Еврейское понятие «кадош» (святой) означает «быть отделенным для особой цели». Очиститься от греха недостаточно. Нужно отделиться для служения Богу, для добрых дел, для любви, милосердия, благости. Это плоды Святого Духа.
Читая книгу Левит, можно много узнать о святости. Ключевой стих книги «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20:7). А как это делать? Больше читать Библию? Дольше молиться? Разговаривать только на духовные темы (спасение, служение в церкви, освящение)? Да, надо вникать в Слово, чтобы Господь освящал нас Своей истиной (Ин. 17:17), чтобы Слово указывало на грехи наши. И надо возрастать в молитве. И говорить о том, что истинно и чисто. Но этого мало. Вот как Господь призывает к освящению в книге Левит, точнее, в 19-ой главе, где изложен «кодекс святости».
«Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:3). Святость — это почитание родителей, уважение к старшим, посещение собраний. «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19:32). Святость — это уважение к старшим. Это — честность, справедливость и беспристрастность (Лев. 19:11, 15). Святость проявляется на работе и в занятиях бизнесом. «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные…» (Лев. 19:35-36а).
Святой человек внимательно относится к бедным и пришельцам (Лев. 19:9-10, 33-34). О святости можно судить по нашим отношениям к эмигрантам или иностранным гражданам, будь то африканцы или выходцы из Средней Азии или Закавказья. Святой человек почтительно обращается с людьми, имеющими физические недостатки. «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19:14).
Если человек действительно освящается, он возрастает в исполнении заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). В этом может быть выражена суть святости — любовь к Богу и ближнему.

Проблема греха в жизни верующего

Но как далеко мы можем пойти путем освящения? Возможно ли совершенство? Некоторые верующие считают, что да. Но если они так и говорят, то потому, что не понимают, что такое грех (а это не только какие-то злые дела), и что такое совершенство (сравнивают себя с другими грешниками, а не со Христом).
Иоанн напоминает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Иаков предупреждает: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).
Зрелый верующий видит грех там, где раньше его не замечал. Шотландский проповедник Роберт Холдейн мудро заметил, что люди сознают себя грешниками прямо пропорционально своему познанию святости Бога и Его закона. А перед Божьей святостью мы падаем, как Исаия, Иезекииль, Петр.
Одна женщина долго ходила в собрание, но не каялась. Однажды она подошла к пресвитеру и сказала: «Я хочу на небо, но все говорят, что сначала надо покаяться. А я ничего плохого не сделала, не знаю, в чем каяться. Может, взять да согрешить, чтобы было в чем исповедоваться?»
Пресвитер поговорил об этом с церковью, и братья и сестры начали усиленно молиться об этой женщине. Скоро она сделал шаг к Богу. На обычном собрании, когда даже не было специального призыва, Дух Святой коснулся ее сердца. Она просто выбежала вперед и не плакала, а рыдала. Она осознала свою греховность, увидела, что от подошвы ноги и до темени головы нет в ней здорового места (Ис. 1:6), Во свете Божьей святости увидела, насколько она запачканная и грязная.
Кто из нас может сказать: «Я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Пр. 20:9). Учение о достижении совершенства здесь, на земле – опасное заблуждение, поскольку оно пренебрегает учением Библии, да и реальностью жизни. Вообще, когда я встречаю человека, который говорит о совершенстве, меня не сильно удивляет тот факт, что потом этот человек впадает в грех. Впрочем, не потом. Грех был в начале. Грех гордости, самоправедности, грех осуждения других. А сознание своей греховности смиряет нас, подавляет самонадеянность, ведет к пониманию зависимости от Бога, упованию на Него.
Надо понимать, что моральное совершенство принадлежит будущему, а сейчас мы в процессе роста, роста, который не может быть завершен «до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Покаяние — только начало пути с Богом. Далее мы шаг за шагом уподобляемся Христу. Спасение во всей его славе здесь, на земле, не завершается. Есть известная богословская формула, которая хорошо описывает эту напряженность, двойственный характер жизни верующих. «Уже, но еще нет». Мы уже спасены, мы уже освящены «единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10), Его благословения переполняют нашу жизнь (Еф. 1), но полнота благ принадлежит будущему. Потому Писание много говорит о духовном росте, призывает нас, забывая заднее, простираться вперед. Предела совершенству нет. «Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Отк. 22:11).
Еще один вопрос: до какой степени христианин может грешить? Если я порабощен алкоголем, меня можно назвать верующим? А если у меня привязанность к компьютерным играм? Музыке? Страсть к объедению? На каком уровне идет борьба?
Обратимся с Слову. (Писание толкуется Писанием). Некоторые поступки категорически неприемлемы. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание [жадность, страсть к деньгам] не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3). А вот еще один текст. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были (!) некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:9-11).
А с чем мы боремся? В одном христианском журнале я прочитал список грехов, которым противостоят верующие: страх (Нав. 1:9), пренебрежение в воспитании детей, уклонение от общения со святыми, оставление собраний, неделание добра, отсутствие любви. Другие добавляют к этому раздражение, зависть, ропот, лесть, празднословие, смехотворство, списывание, нарушение ПДД и налогового законодательства, вредные привычки, беспокойство и т.п. Пусть Господь сохранит нас от всего вышеперечисленного, но, скорее, правильным будет говорить не о каких-то грехах, а об отношении ко греху. Является ли грех произвольным, умышленным или нет? Дело в том, что для неверующего грех – образ жизни, его «специальность». Скажем, я могу сделать в кои-то веки книжную полку, но я не столяр, это не моя профессия. Так же и с грехом. Верующий может оступиться, но не будет жить во грехе. Христианин ненавидит грех, хочет избавиться от него. Новообращенного спросили: «Ты все еще грешишь, так что же поменялось?» Он ответил: «Раньше я бегал за грехом, теперь – убегаю от него». Другое дело, не всегда удается убежать, порой мы спотыкаемся, но встаем и снова поднимаемся вверх. А со временем мы учимся побеждать быстрее, у нас появляются навыки победоносной жизни.
В духовной жизни все не так просто. Мы умерли для греха (Рим. 6:2), но посмотрите, как апостол Павел использует слово «мертвый». Мы были мертвы по грехам и преступлениям нашим (Еф. 2:5; Кол. 2:13); потом мы умерли для стихий мира (Кол. 2:20); после всего этого умершие призваны умертвить земные члены (Кол. 3:5); кроме того, мы ежедневно умираем (1 Кор. 15:31). Тот, кто действительно умер для греха, продолжает бороться. Но если мы продолжаем «умирать», если, пусть нечаянно, но согрешаем, есть ли надежда? Можем ли мы рассчитывать на небеса и вечную жизнь? Если мы совершенны (святы) только на 50%, каковы наши шансы на спасение? А если на 90%? А если на 99,9%? Каков проходной балл в Небесный Иерусалим?
Иисус говорит: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Один грех лишает нас права на вход в Царство Небесное. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). И здесь нам ничего больше не остается, как только надеяться на Божьи милость и прощение. Собственно, в этом и состоит суть оправдания. Бог объявляет нас во Христе такими же совершенными, каким является Сын Божий, и на этом основании принимает в Свое Царство.
Моя святость мне не щит,
О ничто, лишь кровь Иисуса.
Правильное учение об оправдании и освящении приносит мне радость, утешение. Я сознаю, что уже не спасаюсь, а спасен, потому что мое освящение — Христос. Бог дает праведность как дар, не от дел. А мне надо признать свое несовершенство, исповедовать грехи, покаяться… и освящаться.
Один человек пришел на евангелизационное собрание, когда оно уже закончилось. Он подошел к рабочим, которые разбирали палатку, и спросил: «Что мне надо сделать, чтобы спастись?» «Слишком поздно», — ответил один из работников. «Как? Что значит поздно? Неужели ничего нельзя сделать?» Рабочий, который был христианином, пояснил: «Вы ничего не можете сделать, потому что Христос уже сделал все. Вам надо только верить».
Иисус «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Если вы воспользовались Его благодатью и милостью, можете с благодарностью приходить к Нему и славить Господа за спасение и прощение грехов.

Автор: Леонид Михович
Источник

Материалы по теме:

* ПОЗНАНИЕ БОГА ПО КНИГЕ ИСАИИ
Святой Израилев, близкий и доступный (1:1-5:30). Как отмечалось ранее, “высокий и превознесенный” Бог живет не только “на высоте небес и во святилище”, но также ...
* Суть твоей веры
Кого слушать, на что ориентироваться в эти страшные дни? На вопросы читателей газеты «Миссионерские вести» ответил председатель РС ЕХБ Петр Вальтерович Мицкевич. Первый вопрос ...
* Война и мир 2. На беларусском фронте
Происходящие события (вторжение российских войск в Украину и жестокое «принуждение к миру) уже привели к многочисленным жертвам и послужили основанием для взаимных обвинений даже ...
* Война и мир: призыв к состраданию и молитве
В нашей жизни радостные моменты переплетены с вселяющими ужас новостями. 24 февраля началась война: российские войска вторглись в Украину. И в этот день мы ...
* Коран о Библии
Коран, являющийся истиной в последней инстанции в среде мусульман, признает авторитет Библии, соглашаясь с ее подлинностью, по крайней мере, до седьмого-девятого столетий. Прочтите следующие ...