Как исцелить раненое сердце?

Тяжкая и заразная болезнь уязвленного самолюбия врачуется не сразу и далеко не хирургическим путем. При этом диагнозе терапия жесткого обличения или отлучения от церкви является самой безуспешной, хотя многие почему-то прибегают к ней в первую очередь. Результаты при подобном лечении зачастую получаются самые печальные. Эти методы воздействия действительно могут быть полезны при определенных условиях, но никак не должны являться первой реакцией на отрицательные эмоции или негативное поведение человека. В данном случае лучшим образцом в воспитательной работе является наш Создатель. Наблюдая за Его отношением к занемогшему эгоизмом Ионе, мы увидим три практических совета относительно того, как необходимо обращаться с огорченными людьми.

Попросите огорченного рассказать о своих чувствах

«И сказал Господь: «Неужели это огорчило тебя так сильно?»» (Иона 4:4).

Когда вам придется выслушивать подавленного и находящегося в депрессии человека, то ни в коем случае не осуждайте его за пусть даже неправильные, на ваш взгляд, чувства. Помните, что они являются лишь симптомами его внутреннего неблагополучия.

Посмотрите, как Господь отреагировал на поведение пророка. Несомненно, в очах Бога поступок Ионы был греховным и заслуживал самого строгого выговора. Однако Небесный Отец поступил иначе. Вместо осуждения за горечь и гнев, Он просит Своего обиженного слугу рассказать о своих чувствах. Творец создал человека, и Он знает, что люди, говоря о своих чувствах, освобождаются от скопившегося внутри напряжения и становятся готовыми здраво обсуждать возникшую проблему. Очень часто, рассказывая о своих переживаниях, подавленный горем или проблемой человек попутно анализирует ситуацию и начинает видеть способ ее разрешения. Кроме того, открывая свою боль, он иногда правильно указывает и на ошибки своих оппонентов, что также помогает устранить конфликт.

Но, к большому сожалению, огорченное сердце не всегда готово открыто поговорить о своих переживаниях. Увидев, что Иона настолько сильно заболел обидой, что не в состоянии поделиться своими чувствами, Бог отнесся к нему, как внимательный врач, а не грозный судья. Как утешительно это знание о Создателе!

Когда Христа обвинили в том, что Он общается с грешниками, то Господь неслучайно объявил Себя их врачом. «Иисус же сказал им в ответ: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию»» (Лук. 5:31-32).

Иногда разговор по душам не получается. В таком случае следует испытать второе средство исцеления раненого сердца.

Сделайте для огорченного что-нибудь хорошее

«И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению» (Иона 4:6).

Итак, Иона никак не хотел идти на контакт. Он замкнулся в своей обиде, как улитка в раковине, и выманить его оттуда можно было исключительно благодеянием. Удар только окончательно разрушил бы его. В данном случае необходимо было использовать добро как одно из эффективнейших оружий любви. Бог применил этот принцип по отношению к Ионе: Он произрастил дерево, которое своей прохладой доставило радость пророку и избавило его от огорчения. Когда в группе верующих мы изучали этот текст Писания, то обратились к Луизе, нашей гостье из Южно-Африканской Республики, с просьбой перевести нам это повествование с ее родного языка. Она прочитала следующее: «Господь произрастил огуречное дерево». Этот образ позволил нам немного пофантазировать относительно причины перемены настроения пророка: «Иона увидел, как на его глазах поднялось из земли дерево с прекрасными огуречными плодами. Он попробовал один из них и был изумлен его необыкновенным ароматом и вкусом. И тут пророка осенила гениальная идея: собрать семена и открыть в Израиле фирму по продаже семян «Райские огурцы». Его жизнь снова наполнилась смыслом». Как бы то ни было, ясно одно: сердце Ионы размякло от содеянного для него Господом. Вот почему и нам важно быть неустанными в творении добра огорченным душою людям. Апостол Павел просил верующих: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его, ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римл. 12:17-21).

Пророк Елисей в свое время в точности использовал этот принцип добра по отношению к врагам Израиля. Он проявил милость к тем, кто пришел разорить его землю и поработить его народ. Следствием такого безумного, на наш взгляд, поступка, явилось перемирие на долгие годы. Явленное добро остановило распространяющееся зло.

«Когда пошли к нему сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: «Порази их слепотою». И Он поразил их слепотою, по слову Елисея. И сказал им Елисей: «Это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете». И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: «Господи! Открой глаза им, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии. И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: «Не избить ли их, отец мой?» И сказал он: «Не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят, и пьют, и пойдут к государю своему». И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища сирийские в землю Израилеву» (4 Царств 6:18-23).

Не так ли Господь призывает сегодня и нас поступать со всеми, чье сердце изранено грехом и кровоточит от нанесенных обид, боли и страданий? Сделайте добро огорченному, чтобы ноющая рана начала затягиваться и исцеление вошло в его жизнь. Но помните, что одного блага будет недостаточно. Чтобы больное сердце начало выздоравливать, необходимо использовать следующее весьма важное средство.

Откройте огорченному свое милосердное сердце

«И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог, и просил себе смерти, и сказал: «Лучше мне умереть, нежели жить». И сказал Бог Ионе: «Неужели так сильно огорчился ты за растение?» Он сказал: «Очень огорчился, даже до смерти». Тогда сказал Господь: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»» (Иона 4:7-11).

Чудом с выросшим и увядшим растением Бог пробудил в Ионе чувство величайшей жалости. Это было необходимо, чтобы пророк мог начать сопереживать Творцу, когда Тот раскроет ему Свое жалостливое сердце. И вот что услышал Иона о чувствах, переполняющих Божье естество… Богу жаль труды людей: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого…»

Ниневия отличалась красивой архитектурой. На возведение храмов, дворцов, жилищ, парков было привлечено много интеллектуальных, физических и материальных ресурсов. Божье сердце сжималось от боли при мысли, что все эти произведения искусства будут подвергнуты тотальному уничтожению.

Богу жаль детей: «…в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой». Конечно, в первую очередь, здесь речь идет о маленьких детях. Именно они не умеют различать, где у них правая, а где левая рука. Бог знал, что в этом городе находилось много малышей, которые ни коим образом не причастны к злодеяниям их родителей. Его сострадание к ним взяло верх над возмездием, которое по праву должно было излиться на всех жителей Ниневии. В какой гармонии находится это ветхозаветное повествование об отношении Бога к детям с теми новозаветными историями, которые рассказывают о любви к ним Иисуса Христа!

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Марк. 10:13-16). Ученики Христа были полными эгоистами. Им не было никакого дела ни до детей, ни до их родителей. Вот почему они пытались запретить им приближаться к Спасителю. Но у Христа было иное отношение: Ему было жаль оставить детей без благословения, в котором они так нуждались. Сколько любви и теплоты в этих словах Евангелия, описывающих Божье отношение к самым беспомощным из всех людей! Он обнял их, прикоснулся к ним и сказал нужные теплые слова. Ведь Он сошел на эту землю и ради них. Богу жаль животных: «…и множество скота».

Животный мир является творением Божьим и объектом Его постоянной заботы. Создателю жаль губить даже бессловесную тварь. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; сокроешь лицо Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:24-30). В свете откровения о Божьей жалости Иона должен был почувствовать глубокий стыд, поскольку его жалости хватило только на себя и полюбившееся дерево. Хочется думать, что он сказал Богу примерно следующее: «Боже, прости меня, что я не похож на Тебя! Я знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии, но я никогда этого не чувствовал! Теперь же я знаю и чувствую это! Помоги мне любить ниневитян так, как любишь их Ты, и помоги мне научить их закону Твоему». Дальнейшая жизнь Ионы нам не известна. Но одно предельно ясно, что Бог не «вытер об него ноги». Иона навсегда остался в библейской истории. Книга о его путешествиях в Фарсис и Ниневию вошла в канон Священного Писания. О нем даже проповедовал Сам Христос. И до сих пор родители рассказывают это чудесное повествование своим детям. А теперь давайте остановимся и подумаем о нас, живущих в эпоху Нового Завета. Мы получили откровение о сострадающем сердце Бога неизмеримо большее, чем Иона.

У нас есть полностью сформированное Божье Слово, записанное на страницах Библии. Благодаря ему мы знаем, что произошло на горе Голгофе две тысячи лет тому назад. Писание раскрывает для нас великую истину: смерть Христа дала возможность каждому человеку восстановить некогда разрушенные взаимоотношения с Богом. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Римл. 5:8-10). Прислушайтесь к великим и правдивым словам Священного Писания. Осознайте их страшную, но в то же время славную реальность и возблагодарите Создателя за то, что Он открыл и вам Свое любящее сердце. Неотступно просите Его излить в ваши души исцеляющую любовь Духа Божьего.

Источник
Автор: Виктор Рягузов

 

Материалы по теме:

* Суть твоей веры
Кого слушать, на что ориентироваться в эти страшные дни? На вопросы читателей газеты «Миссионерские вести» ответил председатель РС ЕХБ Петр Вальтерович Мицкевич. Первый вопрос ...
* Война и мир 2. На беларусском фронте
Происходящие события (вторжение российских войск в Украину и жестокое «принуждение к миру) уже привели к многочисленным жертвам и послужили основанием для взаимных обвинений даже ...
* Война и мир: призыв к состраданию и молитве
В нашей жизни радостные моменты переплетены с вселяющими ужас новостями. 24 февраля началась война: российские войска вторглись в Украину. И в этот день мы ...
* Коран о Библии
Коран, являющийся истиной в последней инстанции в среде мусульман, признает авторитет Библии, соглашаясь с ее подлинностью, по крайней мере, до седьмого-девятого столетий. Прочтите следующие ...
* «Вы – соль земли»
Миссия церкви на земле (влияние церкви на общество)   Статья представляет собой слегка переработанный и адаптированный материал проповеди, произнесенной на конференции «Церковь и общество», прошедшей ...